8 Ноябрь 2007
Основные течения греческой философии
Posted by admin under: Искусство и культура Древней Греции .
На самой ранней стадии человеческой культуры, связанной с мифологическим типом мышления, в основе мироощущения практически всех древних народов лежала идеалистическая по своему характеру установка на «одушевление» всего мира, в том числе и неживого, и предания всему психологических свойств, характерных для самого человека. Однако это еще не было философией в полном смысле слова.
Само понятие «философия» появилось у древних греков. Приблизительное значение этого слова — «любовь к софии», что часто переводится как «любовь к мудрости», а на самом деле древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость». Философия в своем зарождении мыслилась как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоническому равновесию мир человека и его взаимоотношения с внешним миром.
Философы пытались осмыслить основания бытия, способы познавательной жизни, сущность не только явлений природы, но и общественной жизни. Все это было необходимо для понимания смысла и цели жизни человека. Можно сказать, что философия родилась из попыток человека ответить на вопросы: «Откуда я пришел?», «Что я есть?», «Что есть мир вокруг меня?», «В чем смысл моего бытия?», «Куда я уйду после жизни?» Осознание особенной роли человека в мире как бы заставило его взять на себя ответственность перед собой и перед миром за все происходящее на земле.
Одна из проблем, волновавших древнегреческих мыслителей, заключалась в попытке понять, откуда появился окружающий мир. Мыслитель Фалес из Милета (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) высказал идею, что все происходит из воды и в воду же обращается. Это естественное начало оказывается единой основой всех вещей, носителем всех изменений и превращений. С исторической точки зрения эта идея была революционной, так как в утверждении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским богам, то есть мифологическому мышлению, и проложен путь к естественному объяснению природы.
Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.) усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе — апейроне («беспредельном»). Другой древнегреческий философ Анаксимен (ок. 585 — ок. 525 гг. до н.э.) полагал, что первоначалом всего является воздух.
Подлинным переворотом в истории философской мысли стало введение Сократом понятия «диалектика», которое означало искусство вести беседу, умелый спор, диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию — это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей; перенесенная впоследствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борьбу, развитие, движение вперед.
Великим диалектиком античного мира стал Гераклит Эфесский (ок. 520 — 460 гг. до н.э.). Все существующее, учил он, переходит из одного состояния в другое: «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…» В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.
Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие связаны между собой, они обусловливают и переходят друг в друга. Согласно его воззрениям, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным «всеобщим голосом», то есть единым, общим для всего существования законом. Гераклит утверждал, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления — его изменчивость и его неизменную природу.
Начиная с Гераклита, в древнегреческой философии все более и более отчетливо прослеживаются материалистическое и идеалистическое направления.
Материалистическая тенденция была впервые философски обоснована в атомическом учении Демокрита (ок. 460г. до н.э. — умер в глубокой старости). Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших, невидимых, неделимых частичек — атомов, которые движутся, «мечутся во все стороны», «трясутся во всех направлениях» в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и круглых.
Атомы и пустота — единственная реальность; соединение атомов образует все многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким образом, Демокрит первым в истории античной философии преодолел противопоставление материи и духа, утверждая единую универсальную природу материи и мышления. Именно поэтому с именем Демокрита и связывается в истории философии зарождение материализма как собственно философского учения.
Атомистическая теория объясняла явления природы естественными причинами и тем самым освобождала людей от мистического страха перед таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан богами, а существует вечно, что в нем все движется и превращается из одного состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления в нем подчинены причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по отношению к материальному источника движения. Другими словами, Демокрит отрицал божественные силы, создавшие, по утверждению мифов, мир и людей в нем.
В борьбе с материалистическим направлением складывается философский идеализм. Родоначальником идеализма был Платон (ок. 427 — 347 гг. до н.э.). Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идеи истолковываются Платоном как идеальные образы — образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей.
Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, душа «вспоминает» о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования.
Одной из вершин философской мысли Древней Греции были произведения Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, содержат как и глубокие материалистические идеи, так и элементы идеализма. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона (именно он сказал: «Платон мне друг, но истина дороже!»). В ранних работах Аристотель критиковал идеализм, стремясь преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожаемой. Материя не может возникнуть из ничего, говорил он, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве.
Однако в более поздних работах он частично вернулся к признанию мира платоновских идей как первоосновы мира. Сама по себе материя, утверждал Аристотель, пассивна. Она содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как мрамор — возможность создания различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма — это стимул и цель, идеальный образ, причина становления многообразных вещей из однообразной материи, а материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим «гончар» — бог (или ум — перводвигатель). Основной двигатель мира — это Бог, который представлялся ученому как «форма всех форм», как причина и одновременно вершина мироздания.
Аристотель — один из первых мыслителей, разработавших подробнейшую классификацию форм и способов рационального мышления. Его учения о наиболее общих философских понятиях и категориях, с помощью которых он стремился выразить диалектику бытия и мышления, стало огромным вкладом в теорию научного познания.