3 Февраль 2009
Мифология в Древней Греции.
Posted by admin under: Искусство и культура Древней Греции .
Многие поколения интеллигенции в Европе воспитывались на произведениях древних авторов, в стихии двух систем мифологии. Одни изучали сложные еврейские и греческие имена, другие с вдохновением разыгрывали сцены великих битв в Троянской войне, но, так или иначе, уже даже школяры узнавали буквы, из которых слаживались великие произведения литературы и искусства Европы. Имена Минервы и Актеона, Есфири и Саломеи, Лазаря и Иуды вызывали в памяти вполне определенные ассоциации и образы.
Нужно признать, что за последние годы в нашей стране возрождается интерес к классике. Новая роль церкви в обществе способствует известности евангельских и библейских сюжетов. Способы воссоздать потерянные связи с домом культуры Европы заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и режиссеров, и литераторов, и учителей. Переиздаются сборники мифов древности, их переложения, переводятся труды исследователей из Европы, пишутся пересказы сюжетов в мифологии для детей и романы для взрослых.
В статьях, посвященных мифологии античности, читателя может озадачить число вариантов, версий того или другого предания, иногда существенно отличающихся между собой. Все дело в том, что, в отличие от библейской, культура античности не оставила нам своего «священного писания» — книги, где были собраны канонизированные, то есть признанные единственно правильными, изложениями мифов. В какой-то степени эту роль на себя взяли произведения Гесиода, Гомера, трагиков Афин – Софокла и Еврипида, Эсхила, труды Плутарха, Овидия и других известных писателей в древности. Большинство мифов нам известны именно в их интерпретации. Но другие авторы излагали эти же самые мифы по-своему, основываясь, наверняка, на каких-либо иных, не дошедших до нас, источниках. Будучи наименее известными, эти параллельные версии, тем не менее, обогащают и дополняют общеизвестные сюжеты подробностями и красками, любопытными для читателя и драгоценными для исследователя. Правда, такое равноправие версий, отсутствие четкого канона имеет и свои некоторые неудобства – это может привести к нарушению строгой хронологии и курьезным «открытиям». К примеру, в мифе о появлении на свет богини Афины, по одной из версий, богине помог появиться на свет Гефест, размозживший голову Зевсу топором, по другой версии – Гефест был рожден уже после этого события, именно в отместку за то, что Зевс породил Афину.
Очень часто, перемешиваясь, переплетаясь, находя новые подробности и продолжения, эти самые мифы образуют единственный и неповторимый античный мир, подчиненный своим законам этики и гармонии, то есть понятиям о справедливости и красоте.